+7 495 665 00 28

Мозговой штурм - история, мифы, правила

Журнал “Форум IT-Бизнес” (декабрь 2003 г.)
Вадим Алейников
Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого
Из законов Мэрфи
…Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все — начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших.

Принятие решений оставалось прерогативой вождя… Предлагаемая вниманию читателей статья — практическое пособие по проведению мозгового штурма. Не углубляясь в теорию метода, не заостряя внимание на методологических вопросах, не рассматривая подробно возможности специального обучения модератора и участников группы, мы сосредоточимся на типичных ошибках в организации мозгового штурма и правилах его проведения. Безусловно, для лучшего понимания этих правил полезно знать, для чего, собственно, предназначена процедура штурма. Мы предполагаем, что штурм может быть организован в офисе читателя, и для этого не придется приглашать специалистов из консалтингового агентства или специально обученного методолога. Тем не менее, во время процесса генерации идей абсолютно необходима деятельность ведущего, которого называют модератором (иногда — “фасилитатором”).
Интересно, что… В процессе правильно организованного мозгового штурма человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
История
Есть история, которая достойна занять свое место в ряду баек о рождении великих идей — про ванну Архимеда, яблоко Ньютона, сон Менделеева и других.
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым существенно снижается уязвимость судна — торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта…
Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма, brainstorming’а. В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод мозгового штурма и все его разновидности?
Прежде всего — желание преодолеть стереотипы мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но беда в том, что и осознанно творческая деятельность часто осуществляется по стереотипным, шаблонным схемам. В каждом творце сидит неумолимый внутренний критик — опыт, специальные знания, конформизм… Чем больше новая идея не совпадает с представлениями внутреннего критика — тем больше у нее шансов погибнуть в зародыше. Как правило, все шаблонные идеи лежат на поверхности сознания, они всегда под рукой, так как востребованы в повседневной жизни чаще всего. Известен опыт с “быстрыми аналогиями”: “Фрукт? — Яблоко! Поэт? — Пушкин!”. Как правило, в самом начале процесса генерации участники штурма активно выдают именно шаблонные идеи. Одна из частных задач мозгового штурма — как можно быстрее снять “пласт стереотипов”, дать людям возможность высказать их и забыть.
Второе “ноу-хау” мозгового штурма Осборна - разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени - многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.
Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся — эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.
Интересно, что… Подход к решению проблем “в два приема” описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: “На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не препятствует их здравомыслию”. Этому свидетельству две тысячи лет!
Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно — для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени. При этом сплошь и рядом при проведении штурма нарушаются основные “правила игры”, те самые правила, благодаря которым мозговой штурм отличается от производственного совещания…. Главная причина непонимания сути мозгового штурма — это, как ни парадоксально, кажущаяся простота термина. Что такое “синектика” — не каждый знает, а вот, что такое “мозговой штурм”, вроде бы, ясно из названия — это коллективное решение проблемы по принципу “одна голова — хорошо, а две — лучше”. При этом часто сам метод оказывается скомпрометированным в глазах участников, да и организаторов…
Как неправильно
Место действия: офис ООО “Сепулька LTD”, кабинет руководителя. Время действия: 16.00
Так, Лена, собери мне всех к 17-ти! Будет мозговой штурм, ага. Ничего не конкретизируй — сюрпрайз, так сказать! Просто передай — не придут, пусть пеняют на себя. Всех сотрудников из отдела сепуления. Всех — это значит всех, тут места хватит. Будем сидеть, пока не родим решение. Вот такой рабочий день, да…
Все собрались? Кого ждем? Ничего, докурят, придут и включатся — нам тут долго мариноваться… Итак, у нас сейчас будет мозговой штурм. Всем уже ясно, что ваш отдел сепуления работает из рук вон, так дальше нельзя, нужно предлагать новые идеи, нужно что-то менять. Сейчас все будут высказываться смело и открыто. Говорить можно абсолютно все, но по делу. Главное — дать идею, которая позволит улучшить наши сепульгарии и качество сепулек на выходе. Покуда не родим — никто домой не уходит. Начнем с Виктора Палыча, вы у нас самый главный по сепульгариям… Нет соображений? Мы подождем. Сколько надо, столько и подождем, нам ваше мнение крайне важно. Да потерпите вы, Зина, от вас у всех в ушах звенит уже… Что?.. Сережа, вы вообще долго думали, прежде чем сказать-то? Вот же послал Господь сотрудничков… Ага, дадим слово Павлику… Обоснуй, Паша, обоснуй сначала. Вы, Ольга Олеговна, не согласны? А вы вообще что-нибудь в этом понимаете? Не согласны — спорьте, только не деритесь, ха-ха… Теперь Викентий Иваныч, ваша очередь. Вы в сепульном бизнесе еще до кризиса начинали, кто ж нас спасет, если не вы… Это я запишу, это интересно. А вы все — учитесь, пока жив Иваныч!.. Кто считает, что это глупо? Если считаете так — где аргументы? Ну и молчите. Да хоть уходите совсем — от вас толку мало. Остальные — высказывайтесь, я потом скажу, чья идея лучше и как правильно…
Как правильно
Выдавать глобальные идеи — это удовольствие; искать сволочные маленькие ошибки — вот настоящая работа!
Фредерик Брукс-мл.
Подготовка и проведение классического мозгового штурма в офисе и силами сотрудников — возможно. Необходимо только следовать правилам:
•    Для проведения эффективного устного мозгового штурма рекомендуется формировать группу из 6-8 человек.
Если меньше - меньше и количество идей, кроме того, может не возникнуть “критической массы”.
•    Группа “штурмующих” — это самые разные люди, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного пола, возраста, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.
•    Между участниками и модератором не должно быть отношений субординации. Это понятно — не должно быть зажимов, связанных с реноме участников, с угрозой, реальной или мнимой, их авторитету в коллективе и у начальства.
•    Крайне желательно, чтобы участники обладали выраженной склонностью к производству идей, определенными творческими способностями. Присутствие именно “творцов” в группе генерации позволит сделать процесс более продуктивным.
•    Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время. Четкий “тайминг” — такое же обязательное условие для участников, как длина дистанции — для бегунов.
•    До и во время проведения МШ необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта — предложить чай и кофе, даже включить негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает.
•    В процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения. Идеи могут быть любые — неосуществимые, бредовые, безумные, шутливые. Обоснование идей не требуется Во-первых — на обоснование нет времени. Во-вторых — участники и не способны к грамотному обоснованию, они, по определению, не являются профессионалами.
•    Недопустима критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Допустимо лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная поддержка. Критика и анализ — прерогатива группы экспертов!
В задачи модератора входит:
•    Разослать не позднее, чем за 2 дня всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведении с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т.д.
•    На дискуссии следить за тем, чтобы она проистекала в соответствие с вышеописанными требованиями.
•    В случае “зависания” процесса, уметь дать новый импульс, направить мысли участников в ином направлении, предложить неожиданные ассоциации — например, с помощью метода контрольных вопросов (см. ниже).
•    Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам, как личностям и специалистам.
•    Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
•    Фиксировать (записывать) все поступающие идеи, даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.
Метод контрольных вопросов и аналогии
Контрольные вопросы — это своего рода наводящие вопросы, которые позволяют модератору дать новое направление мыслям участников, проскочить период “зацикливания” на круге схожих между собой идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. В свою очередь рекомендую воспользоваться приемами, которые неплохо себя зарекомендовали на практике. Вот некоторые из них с пояснениями:
Попробовать “национальные” решения
Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал по этому поводу горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?..
Метод эмпатии
Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. В нашем случае — мы должны сказать себе: “Я и есть объект, о котором идет речь”. Например, если мы придумываем новую упаковку для кефира, мы говорим: “Я и есть кефир. Я стою на полке в магазине. Я холодный, белый, вкусный. Как я выгляжу? Что мне сделать, чтобы эта симпатичная девушка обратила на меня внимание? Что будет, если я вдруг свалюсь с полки?” и т. д.
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект, часть нашей проблемы, сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. Например, для решения вопроса повышения прочности автопокрышек можно рассмотреть копыта лошади, подушечки на лапах кошки и т. п.
Символическая аналогия
Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для бутылки прохладительного напитка — “удобная прохлада”, “прозрачный призрак”, “пенный овал”…
Фантастическая аналогия
Предложим участникам сформулировать главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем — на время “отменим” его! Допустим на какое-то время существование в природе материала с немыслимыми свойствами, отсутствие силы трения, гравитации или наличие волшебных эльфов (вспомним “демонов Максвелла!”)
Вот как сам А. Осборн рекомендует готовить процедуру и анализировать ее результаты:
1.    Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
2.    Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
3.    Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
4.    Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
5.    Придумайте всевозможные идеи — “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
6.    Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
7.    Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
8.    Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
9.    Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
10.    Дайте окончательный ответ.
Задачи экспертов
Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа — список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным — оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат (особенно “зажимаются” в присутствии камеры новички). Аудиозапись грешит наложением голосов друг на друга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания.
Итак, со списком идей должна работать группа экспертов. Их задача:
1.    Сгруппировать сходные идеи, постараться сформулировать общий принцип, который лежит в основе группы идей.
2.    Классификация принципов.
3.    Оценка перспективности каждого принципа с точки зрения практического воплощения при наличии известных экспертам ограничений.
4.    Развитие перспективных принципов, наполнение их конкретным содержанием.
5.    Формулировка способов решения задачи на профессиональном языке.

Наши клиенты

  • cl1.jpg
  • cl2.jpg
  • cl3.jpg
  • cl4.jpg
  • cl5.jpg
  • cl6.jpg